"Диспетчерская Водоканала слушает..."

2 Сентября 2020

"Диспетчерская Водоканала слушает..."

Многие ижевчане наверняка и не догадываются, что в самом центре удмуртской столицы, по соседству с Михаило-Архангельским кафедральным собором, есть совсем небольшой закрытый зелёный уголок с клумбами ярких петуний и лилий, яблонями и кедрами, где всегда тихо и спокойно. Но за таким внешним умиротворением кроется беспокойная круглосуточная работа специалистов Центральной диспетчерской службы МУП "Ижводоканал".

"Вся эта красота создана руками наших сотрудников, - с гордостью рассказывает главный диспетчер одного из ведущих ресурсоснабжающих предприятий Ижевска Ольга Салтыкова. - Работа у диспетчеров, специалистов аварийно-ремонтных бригад напряжённая, требует постоянного внимания, особой выдержки и умения быстро реагировать на происходящее. Вот выйдешь во время перерыва во двор, посидишь в тенечке, пройдешься по ухоженным аллейкам - усталость как рукой снимает...".

Ольга Валентиновна на сегодняшнюю должность пришла пять лет назад. Хотя в Ижводоканале трудится не один десяток лет, предложение перевестись в диспетчерскую службу заставило её сильно поволноваться: смогу ли справиться с таким объёмом работы, оперативно решать вопросы с авариями, организовывать работу целого коллектива? Она справилась. И теперь знает своё дело досконально.

Хозяйство предприятия солидное. Протяженность только водопроводных сетей составляет более 1000 километров. Диспетчерская, как станция скорой медицинской помощи, всегда должна быть наготове. Круглые сутки. И днём, и ночью. И в летнюю жару, и в лютый холод. Ведь непредвиденная ситуация может случиться в любое время. Задача работников диспетчерской службы, в которую входят и аварийно-ремонтные бригады, - максимально оперативно и качественно отработать каждое обращение граждан, чтобы они получали услуги водоканала в полном объеме.

Здесь аккумулируется вся оперативная информация о ситуации в городской сфере водоснабжения и водоотведения. Чтобы держать руку на пульсе жизни мегаполиса, специалисты внимательно отслеживают все обращения жителей города. Они не только отвечают на телефонные звонки, регистрируют их в журнале, но уже в процессе оформления заявки принимают решение, каких мастеров направить на аварийный объект.

В ЦДС Ижводоканала ежедневно поступает 40-50 обращений. Бывает по-разному. Иногда на один и тот же аварийный случай реагирует 15-20 человек. Кстати, все разговоры здесь записываются. Это делается для того, чтобы в случае возникновения конфликта можно было выяснить истину.

Да, бывают ошибочные звонки, ложные вызовы. Безусловно, не все жители города в курсе, кто и за что отвечает в Ижевске. "Мы к этому относимся с пониманием. Люди платят и имеют полное право получать за это необходимые услуги, не вдаваясь в подробности. А ресурсоснабжающие организации обязаны круглогодично предоставлять весь комплекс таких услуг. В случае производственной или иной необходимости прекратить подачу, например, воды - заблаговременно предупреждать потребителя. Понятно, что аварии случаются не по плану. Но и в этой ситуации мы стремимся к открытости отношений. Потребитель должен знать время окончания ремонтных работ", - говорит Ольга Салтыкова.

МУП "Ижводоканал" несёт ответственность за наружные сети холодного водоснабжения и систему водоотведения Ижевска, за качество воды, поставляемой потребителю. Предприятие также отвечает за водоразборные колонки в частном секторе и за состояние колодцев на своих сетях. По вопросам горячего водоснабжения, тепла в квартирах, работы сантехники в домах нужно звонить в другие организации.

В диспетчерскую горожане нередко обращаются за консультацией. Людей интересует, как можно подключиться к централизованной сети, как проверить качество воды, чтобы правильно подобрать, к примеру, моющие средства для посудомоечной машины.

Специалисты службы обязательно выезжают по сообщениям об открытых люках водопроводных и других колодцев. Если они на сетях предприятия, оперативно решают вопрос сами. В случае принадлежности колодцев другим организациям огораживают территорию и сообщают об этом своим коллегам. У Ижводоканала имеются соглашения со многими службами и ведомствами, это и МЧС, и Минстрой, и ЕДДС, и Управление ЖКХ Администрации города. Раньше диспетчеры обменивались информацией по телефону, теперь всё решается в интернете.

"У нас есть современные компьютерные программы, которые позволяют в режиме онлайн держать ситуацию под контролем. То есть мы на своих рабочих местах видим положение дел в сетях. На водопроводных и канализационных насосных станциях установлены разнообразные средства наблюдения, датчики давления, расхода воды, работы насосов, наличия энергоресурсов. И на экране видно, всё ли работает в заданном режиме, нет ли технологических сбоев и необходимости вмешаться в процесс. Такой подход позволяет нашим специалистам устранять неполадки заблаговременно и за счет этого предотвратить аварии и другие негативные события", - комментирует Ольга Салтыкова, демонстрируя мониторы в зале диспетчерской.

По ее словам, служба работает в строгом соответствии с федеральными и региональными законами, другими правовыми актами разного уровня: "Допустим, федеральный законодатель на устранение водопроводной аварии дает 24 часа. Еще какое-то время - на промывку сетей. Быстрее установленного времени сработать мы можем (и к этому всегда стремимся), а затянуть с ремонтом не имеем права, о чём хорошо известно каждому работнику службы и предприятия. При возникновении непреодолимых сложностей организовываем альтернативное водоснабжение до окончания ремонтных работ. Большинство неполадок на трассах устраняем за шесть часов. Чему способствует высокий уровень квалификации наших работников, а также использование современных технологий. Аварийно-ремонтными работами занимаются ребята в основном молодые, но уже имеющие достаточный опыт выполнения срочных задач. Очень надёжные, очень ответственные люди".

В некоторые дни, чаще всего в период перехода к работе в зимних условиях, сил аварийно-ремонтных бригад ЦДС бывает недостаточно. Допустим, одна группа выехала по адресу, а в этот час в противоположном конце города еще случилась коммунальная неприятность. В такой ситуации на помощь аварийщикам приходят специалисты из других подразделений предприятия. Отодвинув свои плановые дела, они участвуют в ликвидации последствий аварии. Взаимодействие отлажено. Сроки выдерживаются.

Ольга Салтыкова напоминает, что сегодня подробности ситуации с водоснабжением и водоотведением в Ижевске можно узнать на сайте предприятия https://izhvodokanal.ru/, где гражданам также предоставлена возможность сообщить об аварии или открытом люке, подать заявку на ремонт, высказать свои предложения по решению имеющихся проблем.