Марина Ушмаева: Заплатил за коммунальные услуги – и живи спокойно

5 Августа 2022

Марина Ушмаева: Заплатил за коммунальные услуги – и живи спокойно

В ноябре прошлого года на нашем сайте было опубликовано интервью с начальником абонентской службы МУП "Ижводоканал" Мариной УШМАЕВОЙ. Мы говорили о миссии важного подразделения предприятия, о непростых отношениях с абонентами, о перспективах развития. Сегодняшний наш разговор с ней посвящен теме задолженности потребителей за коммунальные услуги.

 

– Марина Александровна, Ижводоканал обслуживает порядка 140 тысяч абонентов (физических лиц). Кроме этого, у вас заключены договоры с 6 тысячами юридических лиц. Конечно, среди них есть неплательщики. Как абонентская служба строит отношения с недобросовестными потребителями?

– Это очень непростая и многоплановая работа нашего подразделения. Сейчас дебиторская задолженность предприятия составляет 495 миллионов рублей. За частными лицами числится 224 миллиона рублей долга. Управляющие компании нам должны 183 миллиона. Лучше ситуация с юридическими лицами – у них тоже есть текущие долги, но они стараются не накапливать серьезные суммы.

Почему у абонентов-частников возникает задолженность? Причин много. Но роста задолженности можно избежать, если своевременно передавать показания индивидуальных приборов учета (ИПУ), осуществлять их регулярную поверку, вовремя сообщать об изменении количества проживающих (временно отсутствующих). Также необходимо при приобретении права собственности на жилое помещение подойти в нашу службу для оформления лицевого счета на индивидуальный жилой дом – договора.

Мы регулярно обращаем внимание своих партнеров на то, что несвоевременная оплата задолженности может повлечь ее взыскание в судебном порядке с возмещением расходов по оплате государственной пошлины, а также взысканием суммы исполнительского сбора. Но даже такие жесткие меры порой не меняют ситуацию к лучшему.

Напомню, что почти все начисления физическим лицам за потребление холодной воды и услуги водоотведения производятся нашим агентом. Это Удмуртский филиал АО "ЭнергосбыТ Плюс". Он и выставляет платежи единым платежным документом.

Часто бывает, что потребители не понимают, за что начислена та или иная сумма. У них возникает вопрос. Поэтому откладывают оплату. Хотя все можно выяснить у нас или в Энергосбыте.

Есть часть абонентов, это в основном частный сектор, которые говорят, что не получают платежные документы. Причем у их соседей все нормально, долга нет. Рассматриваем конкретную ситуацию и выясняем, что это просто отговорки. При этом не все хотят понять, что если ты потребляешь воду через постоянный водопровод или водоразборную колонку, значит, ты обязан заключить договор. Мы ведь живем в условиях рынка, и бесплатной питьевой воды быть не может.

Необходимо иметь в виду, что в случае задолженности свыше двух месяцев мы имеем право прекратить предоставление услуг. И довольно часто применяем его. Для этого на регулярной основе по нашим заявкам к абонентам выезжают специалисты цехов водоснабжения и водоотведения. (Смотрите фото).

Бывают разные ситуации. Вот один недавний случай. Гражданин, живущий в частном доме, много лет не платил за коммунальные услуги. Накопил целую пачку исполнительных листов. А у него подключение бесколодезное – надо копать. Приехали к нему, а там вся улица собралась: не надо, не трогайте, вы сейчас всю улицу раскопаете… Нашли жители этого товарища, по-соседски "объяснили". И тот уже часть долгов вернул.

Очень хороший рычаг. Он нам реально помогает бороться с задолженностью. Старший по дому или представители уличкома способны быстро и внятно разъяснить соседям: почему все платят, а ты отказываешься?

Другой инструмент – начисление пени (этим тоже агент занимается). Три месяца просрочил, плати пени. И чем больше глубина задолженности, тем выше процент.

– Из-за должников страдают добросовестные потребители. Ижводоканал не получает средства за потребленные услуги, соответственно, не имеет возможности проводить плановые работы по обслуживанию, ремонту и модернизации сетей. В итоге люди могут не получить услугу надлежащего качества.

– Да, ведь в нашей сфере (и не только у нас) все взаимосвязано. Абонент не заплатил своевременно за воду – предприятие не выполнило необходимые работы. Допустим, не смогли вовремя поменять водопровод к дому. Или из-за засоров начинает топить подвальное помещение. Вот и образуется порочный круг. Надо найти способы его разорвать.

Нас регулярно приглашают в прокуратуру по вопросам погашения задолженности. Руководители управляющих компаний тоже жалуются на трудности в работе с отдельными категориями населения. Не каждый раз срабатывает и привлечение возможностей службы судебных приставов. Из-за высокой загруженности приставы не всегда своевременно успевают обрабатывать исполнительные листы.

Самый надежный способ решить проблему с долгами – обратиться в нашу службу. Не сидеть сложа руки, не возмущаться у себя на кухне, а прийти к специалисту и проконсультироваться. Уточнить ситуацию, объяснить причины, договориться о графике погашения задолженности. Замалчивание проблемы, затягивание ее решения лишь усугубляет положение должника.

Сегодня у большинства населения есть возможность обратной связи с ресурсоснабжающими организациями. На сайте Ижводоканала тоже предусмотрена такая услуга. Любой человек способен зайти на нашу страницу и изложить свой вопрос. Мы рассмотрим обращение и дадим разъяснения по существу.

– Но ведь есть и пожилые одинокие люди, которые пока не пользуются интернетом?

– Практика показывает, что среди этой категории населения почти нет должников. Наши бабушки и дедушки законопослушны и не хотят создавать себе проблемы – платят своевременно и в полном объеме. А вот среди молодых и людей среднего возраста отношение к договорным обязательствам иногда довольно странное. Звонишь или пишешь им, напоминая о задолженности, а в ответ слышим: у меня зарплата маленькая, мне надо за ипотеку платить и т.д. Таких ни штрафы не волнуют, ни угроза лишиться воды.

Порой приезжаешь к жителю по адресу, у него трехэтажный особняк стоимостью несколько миллионов, дорогой автомобиль, а заплатить 5-10 тысяч рублей за наши услуги не может. Да, в жизни у каждого могут случиться форс-мажорные, совершенно непредвиденные обстоятельства. Но это все-таки особые случаи. Мы это понимаем и всегда готовы идти своим абонентам навстречу – предоставить рассрочку, договориться об условиях погашения долгов.

Обращайтесь. Уверена, мы найдем общий язык и сообща решим накопившиеся вопросы, чтобы ни у потребителей, ни у предприятия нашего не было друг к другу претензий.