Сергей Шамшурин: Цифровизация производства – требование времени

17 Декабря 2021

Сергей Шамшурин: Цифровизация производства – требование времени

Мы постепенно привыкаем к внедрению электронно-вычислительной техники во все сферы нашей жизни. Уже не удивляет электронная почта, становится обычной оплата счетов в онлайн режиме, все больше расширяется общение через мессенджеры… А как развиваются современные цифровые технологии в МУП "Ижводоканал"?  Об этом – разговор с начальником службы информатизации и связи предприятия с Сергеем Шамшуриным.               

– Сергей Юрьевич, начнем с истории?

– В современном виде наше подразделение существует с начала этого века. Правда, пять лет назад нам еще передали из электроцеха участок электропривода, где применяются частотные преобразователи, относящиеся к интеллектуальным приборам.

А изначально, еще в середине 80-х годов прошлого века, служба была создана для решения задач диспетчеризации. У нас на Ижводоканале по несколько десятков водопроводных и канализационных насосных станций. Как отслеживать их состояние, как дистанционно регулировать работу сотен приборов, где концентрировать весь массив информации о ситуации на конкретных станциях и в системе водоснабжения и водоотведения в целом? Вот над этим работали наши предшественники.

Удалось ли решить комплекс задач? Считаю, что да, хотя работы еще много. Сегодня диспетчер на своем рабочем месте в режиме реального времени видит всю картину. И соответственно может принимать решения по регулированию давления, по направлению аварийных бригад на тот или иной объект и так далее. Более того, сегодня за ситуацией в системе водоснабжения и водоотведения могут онлайн наблюдать и руководители, специалисты предприятия со своих смартфонов.  Они имеют возможность на расстоянии анализировать положение дел в системе и влиять на него.    

Потребность в воде цикличная. Допустим, утром ее надо больше, потом спрос снижается, к вечеру опять поднимается. В выходные кривая потребления отличается от расхода воды в будние дни. И все это требует регулировки. Раньше мы составляли недельные графики. Над этим много работал Анатолий Александрович Становских. Все параметры были введены в программу, чтобы основные показатели регулировать без участия человека.  В этой работе очень много тонкостей. Очень важно обеспечить потребителям необходимый напор воды и в то же время не допустить чрезмерного давления во избежание порыва трубопровода. 

Новые насосные станции уже работают автоматически. Раньше на каждой были операторы, теперь – только на узловых. Да, специалисты объезжают станции, проверяют работу оборудования, по необходимости расчищают засоры, убирают мусор. Все технологические процессы регулируют программируемые логические контроллеры (ПЛК). В случае нештатной ситуации (отключение электричества, перелив воды и т.п.) срабатывает автоматика, и станция выключается. 

Сегодняшние компьютеры уже способны накапливать информацию и на основе анализа этих данных регулировать давление. Но автоматизировать все насосные станции одним махом, в короткие сроки невозможно. Мы работаем планово, с учетом необходимости и возможностей. Настроены на применение оптоволоконной связи, потому что объем данных постоянно растет, для их передачи нужны современные кабели.

– В России все чаще используют такие понятия как "умный город", "умный дом". Цифровизация охватывает новые области нашей жизнедеятельности…

– Внедрение "цифры" – требование времени. Весь мир идет по этому пути. И у нас в Ижевске появляются новые жилые комплексы, где в квартирах установлены высокотехнологичные приборы учета и контроля, другие приборы. Это позволяет дистанционно следить за всеми процессами, в том числе за расходом воды, снимать показания, видеть любое вмешательство в работу оборудования. Вместе со специалистами нашей абонентской службы мы стремимся ускорить установку новых приборов. Это поможет более рационально использовать наш главный ресурс – воду, лучше вести работы по водоотведению.

В ведении нашей службы и система коммерческого учета электроэнергии. Это направление работы дает возможность предприятию присутствовать на оптовом рынке, получать скидки, защищать интересы. Учитывая большие объемы потребляемой нами энергии, даже незначительное снижение цены при оптовых закупках в конечном итоге дает по несколько миллионов рублей экономии в год.

– Штат вашей службы – 32 человека, а перечень задач постоянно расширяется. Как управляетесь?

– Поле деятельности у нас действительно из года в год расширяется. Ведь наряду с работой по автоматизации производства мы еще обслуживаем весь компьютерный парк предприятия, насчитывающий сотни единиц современных машин, всю оргтехнику, используемую на рабочих местах сотрудников, поддерживаем телефонную сеть, систему электронного документооборота "Олимп", обновляем программные продукты.

Конечно, стараемся постоянно узнавать новое, учиться у коллег из соседних городов.  Вот в последнее время на слуху успехи глазовских специалистов, последовательно работающих над проектом "Цифровой водоканал". Есть полезный опыт и в других регионах. 

Мы однозначно заинтересованы в развитии. И прекрасно понимаем, что без профессиональных кадров обеспечить технический прорыв нельзя. Мне приятно, что в коллективе бок о бок трудятся высококвалифицированные специалисты разного возраста. Есть ветераны. Например, Александр Петрович Фофанов, бывший военнослужащий, наш "Кулибин", как его уважительно называют коллеги. Грамотный специалист, глубоко влюбленный в электронику человек, способный выполнить любые технические задачи. Или Николай Сергеевич Пушин – очень опытный работник, воспитавший множество молодых специалистов. Добрым словом вспоминаем Николая Ивановича Овчинникова, недавно ушедшего на заслуженный отдых.

Радует, что в нашей службе находят свое признание совсем молодые люди, с желанием осваивающие и внедряющие ИТ-технологии. Кстати, наш коллектив очень дружит со спортом. В спартакиаде предприятия и других соревнованиях работники СИиС занимают призовые места. Активны они и в общественной жизни. 

Сплав опыта и молодости нам дает уверенность в завтрашнем дне. Мы знаем, куда и как двигаться.